Система помощи при парковке
Такая система способна помочь как опытному водителю, так и начинающему. Она способна эффективно обнаруживать все крупные препятствия на пути автомобиля, идущего задним ходом, и предупреждать водителя об их наличии.
Имея такую систему, можно без страха парковаться даже в темноте и на незнакомой местности, можно избежать ускользающих от внимания проблем, связанных с препятствиями. Одним словом, она обеспечивает как комфорт, так и безопасность вождения, и ее установка окупится отсутствием необходимости ремонта автомобиля, потому что с ней вы никогда не въедете случайно на заднем ходу в забор, дерево или другую преграду, и вам не придется рассчитывать безопасное расстояние до преграды, отвлекаясь от процесса парковки.
Данная система обнаруживает препятствия посредством ультразвука, поскольку именно такие датчики для этого в ней предусмотрены. Она способна определить расстояние до вероятной преграды как при движении вперед, так и на заднем ходу, и потому для неопытных водителей она предоставляет возможность научиться контролировать расстояние в комфортной и безопасной обстановке, а для опытных автовладельцев является отнюдь не лишним подспорьем при езде и парковке. Особенно удобно пользоваться такой системой при условии наличия тонированных стекол или кузова (хэтчбэк) у вашего автомобиля, поскольку именно в таком случае система может оказаться просто необходимой. При перевозке крупногабаритного груза или в других случаях, когда у водителя нет возможности контролировать ход вещей позади автомобиля через заднее стекло, она просто необходима.
Действует данная система следующим образом: за счет установленных непосредственно на бампере автомобиля датчиков блок управления системы получает данные о расстоянии до препятствия. В блоке управления системы эти данные обрабатываются, и он уже рассчитывает расстояние до препятствия, после чего отправляет сигналы на бипер системы. Бипер – это источник сигнала предупреждения, который сигнализирует каждый раз, когда есть вероятность напороться на ту или иную преграду. Приходит этот сигнал и на цветовую шкалу, которая предупреждает водителя визуально, световыми сигналами. И таким образом водитель получает возможность получать параллельно видео- и аудиосигналы о вероятности наезда на препятствия и может контролировать обстановку, даже не имея полного обзора. Он получает возможность буквально «идти по приборам».
Для того, чтобы произвести демонстративную установку такого оборудования на наш ВАЗ 2115, мы выбрали систему помощи, которая позволяет контролировать задний ход автомобиля. То есть, мы будем устанавливать на машину парковочную систему, снабженную четырьмя ультразвуковыми датчиками, а также блоками световой и звуковой сигнализации. Цветовая панель выбранной нами системы имеет две трехцветные шкалы, которые отмечают семь градаций расстояния машины до препятствия, а биперы системы имеют три уровня громкости издаваемого ими звукового сигнала.
Установку этой полезной и удобной парковочной системы мы начнем с того, что выберем подходящее место для установки блока звуковой и световой сигнализации. Его можно расположить на центральной консоли панели приборов, в ее нижней части, непосредственно под заглушкой ниши для диагностического разъема.
Нелишне при этом помнить, что именно от того, каким образом будет ориентирован блок индикации, зависит дальнейший порядок установки датчиков системы на бампере автомобиля. Ведь световые шкалы этого блока должны показывать именно левую и правую стороны автомобиля, и при беспорядочной установке датчиков верной информации вы никогда не получите. По сути, прибор окажется для вас бесполезным. И потому отнестись к этому моменту нужно со всем вниманием.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Для того, чтобы установить блок индикации, нужно пропустить жгут проводов блока непосредственно в зазор, который имеется между центральной консолью и облицовкой тоннеля пола. Далее снимаем с тыльной стороны блока защитную пленку, и приклеиваем его к консоли, к ее горизонтальной поверхности.
Бипер устанавливаем в нише диагностического разъема либо с помощью все той же клейкой ленты, что на тыльной стороне корпуса, либо посредством саморезов. Обустраивать его в нише разъема, впрочем, необязательно, – он вполне может быть размещен и под приборной панелью.
Провода же блока индикации и бипера лучше прокладывать под ковриком на полу, в сторону левого порога автомобиля, там, где находится штатный жгут проводки, после чего укладываем их вдоль порога, сняв предварительно облицовку порога автомобильного салона. Проводка же, идущая от бипера и от блока индикации, протягивается под спинкой заднего сидения, и выводится в багажный отсек автомобиля.
Проводка блока звуковой и световой индикации, а также и бипера будут подключаться к соответствующим им колодкам на блоке управления парковочной системой, который должен быть установлен в багажном отсеке машины. Расположение этого датчика именно в багажнике обуславливается тем, что провода этих датчиков, которые будут устанавливаться на заднем бампере, достаточно короткие и по-другому это сделать сложно.
Итак, на бампере, на его вертикальной поверхности, мы устанавливаем ультразвуковые датчики системы. Места их будущей установки следует выбрать и разметить заранее. Стоит прочитать инструкцию: в ней упомянуто, что высота установки этих датчиков от земли должна составлять от 500 до 700 мм, а оптимальной же высотой их установки считается уровень в 530 мм от уровня земли. Внутренние же относительно бортов машины датчики следует установить на уровне боков номерного знака.
Место установки левого наружного ультразвукового датчика отмечается слева от места дислокации левого внутреннего датчика системы. Отступить следует 400 мм – согласно инструкции.
Разумеется, что для того, чтобы установить все эти датчики, в бампере придется сверлить четыре отверстия. А поскольку расстояние от бампера и до расположенных под ним участков кузова достаточно велико и позволяет проводить такие работы, сверлить отверстия вполне можно не снимая бампера, и для экономии времени и усилий стоит поступать именно так. Что-либо повредить во время сверления вы все равно не рискуете.
Для установки ультразвуковых датчиков нужно высверлить отверстия диаметром в 25 мм. И потому для их сверления обычного инструмента будет мало. Нужен комбинированный подход – инструмент, состоящий из сверла диаметром в 4 мм, и фрезы, также установленной на нем. Для фрезы потребуется насадка с диаметром в 25 мм соответственно. Посредством таких инструментов с этой задачей можно будет легко справиться.
Итак, берем инструмент и высверливаем четыре отверстия по сделанным заранее разметкам. После чего переходим к установке датчиков.
Устанавливать ультразвуковые датчики необходимо слева направо, ориентируясь на их буквенные обозначения. То есть, сначала датчик А, затем датчик В, и так далее. Буквами обозначены провода датчиков, и по ним и нужно ориентироваться. Следует помнить, что если блок был установлен не стандартным образом, а в перевернутом виде, то датчики должны быть установлены в обратном порядке, то есть D, C, B, A. Если же установка была проведена стандартным образом, то задумываться об этом не стоит – все будет работать в должном порядке.
Протягиваем провода датчиков сквозь высверленные в бампере отверстия, после чего устанавливаем в бампер сами датчики дистанции. Корпус каждого из датчиков будет удерживаться в бампере автомобиля за счет того натяга, который создают прямоугольные резиновые вставки, которые располагаются в корпусе датчиков параллельно продольной оси таковых. И потому при установке ультразвуковых датчиков необходимо внимательно следить за тем, чтоб эти резиновые вставки не выпали из них.
Чтобы получить возможность подключить ультразвуковые датчики к блоку управления системой, нужно протянуть идущие от них провода в багажный отсек машины, где последний и располагается. Для того, чтобы пропустить провода в салон, целесообразно пользоваться тем отверстием, которое имеется для проводов фонарей от подсветки номерного знака машины, которые также установлены в бампере. Найти это отверстие несложно – оно скрывается под обивкой в багажном отсеке.
Берем крестообразную отвертку и отворачиваем все четыре самореза, что крепят обивку к левой стороне багажного отсека автомобиля. Далее обивку необходимо отогнуть в сторону салона и заднего сидения автомобиля, и найти это отверстие. Далее сквозь него продеваются все необходимые провода ультразвуковых датчиков вместе с колодками, и выводятся уже непосредственно в багажник машины. В этом штатном отверстии обязательно должна быть резиновая трубка, которая защищает провода от перетирания об металл, и при установке новых проводов ею целесообразно пользоваться. Иначе провода долго не протянут.
Колодки проводов датчиков дистанции подсоединяются к управления самой парковочной системы, и сделать это нужно опять же в соответствии с маркировкой проводов, с их буквенными обозначениями. Они должны соответствовать с символами, нанесенными на колодки блока, иначе ничего хорошего не выйдет. К соответствующей по обозначениям колодке системного блока подсоединяется колодка жгута провода, а также не забываем и о проводах бипера. Далее подключаем к проводке автомобиля провода питания данной системы. Красный из проводов жгута питания блока управления, тот, что снабжен плавким предохранителем марки 2 А, должен быть подключен к проводу, который отвечает за питание ламп фонарей света заднего хода вашей машины. Сделать именно так нужно потому, что при соблюдении этого условия питание парковочной системы будет включаться только и именно при включении передачи заднего хода в коробке передач вашей машины, и, соответственно, исключительно при включенном зажигании. Черный же провод нужно соединить с «массой» кузова автомобиля.
К соответствующей колодке блока управления системой нужно подсоединить и колодку жгута проводов блока световой индикации парковочной системы. Снимаем с блока управления парковочной системой защитную пленку и приклеиваем его. После чего можно устанавливать на законное место обивку багажного отсека автомобиля и фиксировать ее саморезами. Далее – проверяем работу системы.
Для того, чтобы протестировать систему парковки, нужно включить передачу заднего хода и зажигание. Если все в порядке, то система будет готова к работе. Если сзади нет никаких препятствий, то бипер сигналить не станет.
Система парковки удобна и обеспечивает более высокий комфорт вождения. Однако применяя ее, помним, что она не волшебная и не может предотвратить дорожно-транспортного происшествия, и не снимает с водителя машины ответственности за то, что он совершает.
Установленная нами система имела следующие типы сигналов:
1. До преграды 1.5 метра. Сигнал бипера: два коротких. Цвет: зеленый. – Безопасно.
2. До преграды 1.3 метра. Сигнал бипера: два коротких. Цвет: зеленый. – Безопасно.
3. До преграды 1.1 метра. Сигнал бипера: два коротких. Цвет: зеленый. – Приемлемо.
4. До преграды 0.9 метров. Сигнал бипера: четыре коротких. Цвет: оранжевый. – Приемлемо.
Замедлить движение автомобиля
5. До преграды 0.75 метров. Сигнал бипера: четыре коротких. Цвет: оранжевый. – Приемлемо.
6. До преграды 0.6 метров. Сигнал бипера: два длинных. Цвет: красный. – Опасно.
Прекратить движеие автомобиля
7. До преграды 0.45 метра. Сигнал бипера: два длинных. Цвет: красный. – Опасно.