Охранная сигнализация
Эта противоугонная система позволяет исключить пуск двигателя «Самары» без предварительной процедуры считывания кода с кодового рабочего ключа, и обеспечивает таким образом дополнительную защиту автомобиля от любых попыток его несанкционированного использования. Основной элемент охранной системы такого типа является ее электронный блок, он же – иммобилайзер. После процедуры считывания кодовой информации с ключа иммобилайзер проверяет, верный ли код был введен, после чего подает контроллеру системы, который ведает управлением двигателем, сигнал о разрешении пуска такового, или не подает его.
Главным образом, охранная система автомобиля – это система, которая может оповестить владельца транспортного средства о любой попытке проникновения в его автомобиль. Обычно современные сигнализации разных типов работают, блокируя ту или иную систему автомобиля, ставшего жертвой злоумышленника, поскольку выполняют также и противоугонные функции. Имеют такие автосигнализации и другие сервисные функции. В частности, они обеспечивают владельцу автомобиля, на который установлены, возможность управления центральным замком, которое может осуществляться с помощью радиобрелка сигнализации дистанционно, возможность включения или выключения как габаритных фонарей, так и фонарей ближнего света, что помогает найти свой автомобиль на стоянке. Некоторые современные автосигнализации позволяют включить печку или подогрев сидений, пока владелец машины находится дома и собирается на работу, что позволяет ему садиться в уже теплый салон автомобиля, что очень ценно в зимнее время. Некоторые сигнализации позволяют прогреть двигатель автомобиля сходным же образом.
Если сигнализация приобретаеся не комфорта и удобства ради, а именно для предотвращения угона, то стоит помнить, что наибольшей эффективностью в этой сфере обладают именно иммобилайзеры, которые в таком случае и следует приобретать. Хотя нельзя не заметить, что сигнализации, которые не являются иммобилайзерами, пользуются гораздо большей популярностью, и происходит это именно из-за того, что они предлагают больший спектр услуг для своего владельца и обеспечивают ему комфорт. Они просто более удобны для человека.
Радиобрелок является обязательной составляющей любой автосигнализации. В комплекте при покупке их бывает два – один рабочий, и один запасной.
Реализуемые установкой системы автосигнализации функции можно разделить на сервисные и служебные. К служебным функциям автосигнализации следует отнести распознание любых попыток проникновения в машину, причинение ей вреда, а в некоторых случаях – даже попыток приближения к ней на определенное расстояние, а также и противодействие угону. Входит в этот перечень и своевременное оповещение владельца автосредства о таких попытках. В зависимости от того, о какой конкретной модели сигнализации идет речь, число служебных обязанностей и функций автосигнализации может дойти даже до нескольких десятков.
Сервисные же функции обеспечивают комфортное дистанционное управление автомобилем, и если говорить о дорогих автосигнализациях, то их число может доходить до числа служебных и даже превышать их количество.
В самом простом варианте исполнения охранная система автомобиля содержит электронный центральный блок управления, два датчика: на открытие капота и на открытие крышки багажника или двери задка, светодиодный индикатор, сирену, ударный датчик и радиобрелки. В состав системы могут входить также и электромагнитные реле, датчики контроля внутреннего пространства автомобиля, то есть, его салона, переключатель сервисного режима (Valet), но все это – удел уже более сложных систем. Все вышеназванные элементы могут быть выполнены как в виде разделенных, разрозненных блоков, так и быть объединенными в единый корпус системы. Если говорить о тех типах сигнализаций, что выполнены единым блоком, то можно отметить как ряд достоинств такого исполнения, так и перечень их недостатков.
Само собой, что моноблочное исполнение охранной системы автомобиля упрощает процесс ее установки. При монтаже такой системы исполнитель работ получает возможность использования гораздо меньшего числа всевозможных электрических и механических соединений. Работы выполняются проще, быстрее и надежнее. Надежность – это основное положительное качество таких систем, если они установлены должным образом. Но минус у них также не менее существенный: их конфигурация накладывает ряд ограничений как на место расположения блока, так и на его крепление. Если возникает желание убрать систему подальше, чтоб она оказалась недоступной для злоумышленников и не мешалась, то приходится жертвовать уровнем слышимости ее сигналов, и она может стать по сути бесполезной. Но куда б не пришло в голову ее спрятать, если уж угонщик доберется до ее моноблока, то он получит возможность доступа ко всем цепям данной системы. И она опять же станет бесполезной. Особенно при учете такого фактора, что основная часть соединений в системах автосигнализации выполняются разъемными.
Сирены для систем автосигнализации также имеют свою классификацию. Их подразделяют на автономные и неавтономные. Любая из автономных сирен имеет собственный источник питания, который в нее встраивается, и потому она более надежна. Если нарушается целостность проводов или производится расстыковка разъемов любая автономная сирена будет автоматически включаться на полную мощность. Для автономного питания такой сирены используется чаще всего аккумулятор. Такие аккумуляторы имеют возможность подзарядки от бортовой сети транспортного средства и имеют способность обеспечить автономную работу сирены автосигнализации на достаточно продолжительный отрезок времени. Обычно автономные сирены имеют отдельный специальный ключ, чтобы их владелец мог выключать сирену при отключении бортового электропитания или при снятии ее по тем или иным причинам.
Брелок пейджера имеет кнопки, позволяющие активировать и отключать его. Он имеет также провод с прищепкой, который присоединен к нему не только ради того, чтобы владелец мог повесить его на связке ключей. Этот провод является антенной, и обеспечивает связь брелка и системы.
Для установки на ВАЗ 2115 «Самару» мы приобрели среднеклассовую немоноблочную автосигнализацию без сирены. Автономную сирену, пейджер и радарный (микроволновый) датчик контроля внутреннего объема машины мы предпочли приобрести отдельно.
Пейджер – это устройство, которое передает на брелок владельца автомобиля информацию о состоянии охранной системы, и, соответственно, его автомобиля. Это устройство может оказаться очень полезным, особенно в том случае, если владелец находится на достаточном расстоянии от своей машины и не может услышать сигналы включившейся сирены. Пейджер полезен для тех, кто оставляет машину на автостоянках, или, тем более, во дворе дома, при условии что окна выходят на другую сторону. Он способен принести пользу и во множестве других случаев.
На дальность действия сигнала от брелка и получения информации на него самым непосредственным образом влияет конкретное место расположения антенны, – само собой, что при условии, что элементы питания этого брелка не оказались разряженными. Переключатель же сервисного режима является выносной кнопкой, которая нужна для включения сервисного режима. Проще говоря, она нужна для служебного отключения автосигнализации. Входит такое оборудование в комплект практически любой охранной системы. Пользуются же данным переключателем, если возникает необходимость оставить свое транспортное средство непосредственно на станции технического обслуживания с возможностью доступа к нему рабочего персонала. Пригождается она также в случаях поломки системы, или при потере ее брелка. Устанавливать такую кнопку целесообразно в незаметном месте, известном лишь самому автовладельцу. В противном случае ею легко сможет воспользоваться угонщик, что значительно облегчит его труд.
Светодиод устанавливается чаще всего на видном месте непосредственно в салоне автомобиля. Он сигнализирует как о состоянии системы, то есть, включена охрана или нет, так и о том, каким воздействиям за время с момента его постановки на охрану подвергался автомобиль. Необходим такой светодиод и при программировании – при установке режимов работы системы.
Светодиодный индикатор является обязательным элементом любой автомобильной охранной системы, и цель его установки – информирование автовладельца о состоянии охранной системы. Немаловажную роль играет он и в отпугивании возможных злоумышленников, ведь он информирует и их тоже – о том, что в машине есть охранная система, и что она находится в рабочем состоянии.
На корпусе датчика сигнализации предусмотрены также резьба, гайки и стопорная шайба. Все это требуется для крепления датчика. Этими же самыми гайками регулируется и положение датчика, что требуется для четкости его срабатывания. Если при закрытых багажнике и капоте, или одного из перечисленных, кнопка датчика оказывается утопленной, то при их открывании под действием пружины эта кнопка сразу же занимает верхнее положение. Сигнальный же провод, который подключен к датчику и соединен с центральным блоком системы, замыкается при этом на «массу». И в систему таким образом подается сигнал, что багажник или капот были открыты.
По красному проводу, снабженному предохранителем, к системе подводится электропитание, а черный провод имеет соединение с «массой». Желтый из проводов подает к центральному блоку сигнализации напряжение в +12 В, если зажигание включено. И потому по наличию питания в этом желтом проводе система решает, находится ли водитель в салоне своего автомобиля. Если напряжение на нем имеется, то машина не встанет в автоматическом режиме на охрану (хотя это, безусловно, одна из тех функций, которые могут быть перепрограммированы). Поставить машину на сигнализацию с радиобрелка в таком случае также не получится.
Само собой, что установку охранной системы автомобиля лучше доверить специалистам. Однако если вы имеете определенные навыки обращения с подобной техникой, то вы сможете справиться с этим делом и самостоятельно, собственными руками. Да и полезно иметь такие знания и опыт, ведь при случае, если с автомобилем в пути произойдет что-то, связанное с автосигнализацией, то любые проблемы, связанные с этой областью, вы сможете решить самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса, получить которые в пути не всегда легко.
Процесс установки автосигнализации всецело и полностью можно разделить на два этапа: крепление элементов охранной системы в автомобиле и электромонтаж. Одна из самых утомительных и трудоемких работ первого этапа – это установка электроприводов замков багажника и дверей на автомобиль.
Установку выбранной нами автосигнализации мы объясним на примере автомобиля ВАЗ 2115, снабженной двигателем ВАЗ 2111.
Устанавливать датчики открытия крышки багажника и капота нужно так, чтобы замыкались они в самом начале открывания, соответственно, на «массу». Для того, чтобы установить датчик на капот, нужно изготовить кронштейн из пластины, которой крепится электропривод дверного замка. Этот кронштейн нужно изгонуть таким образом, чтобы появилась возможность его закрепления в двух точках: на свободной шпильке, что находится рядом со шпилькой крепления левой верхней опоры стойки передней подвески посредством гайки, а также к щитку моторного отсека – саморезом. В кронштейне нужно просверлить два отверстия: первое – для установки самого датчика, а второе – для крепления кронштейна на шпильке. Кронштейн необходимо закрепить посредством самореза и гайки М6. В отверстие кронштейна вставляется датчик, далее верхней гайкой регулируется его положение по высоте, после чего датчик фиксируется в необходимом положении. Надежность соединения датчика и «массы» может быть проверена посредством оммометра, и это является необходимой процедурой. Проводится она при открытом капоте. Датчик открытия двери на крышку багажника или на двери задка автомобиля устанавливается точно таким же образом. Здесь датчик будет монтироваться внутрь багажного отсека – таким образом его можно защитить ото всех разрушающих действий окружающей среды. Обычно на ВАЗ 2115 такой датчик открывания двери задка или крышки багажника монтируется еще на заводе – изготовителе, однако этого может и не произойти. Если он есть, то его бывает достаточно подсоединить к сигнализации посредством имеющегося провода.
Если говорить о сиренах, то их в ВАЗ 2115 удобно устанавливать в моторный отсек – слева на щиток передка. Сирена крепится за кронштейн, и для того, чтобы надежно закрепить его на машине, нужно просверлить два отверстия в щитке передка. При сверлении второго из них в качестве шаблона можно прекрасно использовать сам кронштейн сирены.
При установке кронштейна его отверстия нужно совместить с отверстиями на щитке передка. Далее в них вставляются болты, берутся гайки и закручиваются от руки, а затем поочередно затягиваются гаечным ключом. Головки болтов при этом нужно фиксировать гаечным ключом соответствующего размера, чтобы избежать прокручивания. Далее в пазы корпуса сирены нужно вставить специальные болты, посредством которых она крепится к кронштейну. Затягивая их, важно не переусердствовать, поскольку корпус сирены выполняется из пластика, и его легко разрушить, если применить слишком большое усилие. Рупор сирены нужно отклонить вниз – чтобы предотвратить попадание влаги в ее корпус. Если двигатель у машины карбюраторный, то сирену можно закреплять на щитке передка справа. А микроволновый же датчик нужно размещать как можно точнее к середине салона, прямо под облицовкой тоннеля пола.
Нужно снять чехол рычага переключения передач, и, поддев ее отверткой, вытащить заглушку. Далее следует взять крестовую отвертку и открутить оба самореза, которыми крепится облицовка тоннеля пола к щитку. Двигаем левое переднее сидение вперед и до упора, и отворачиваем крестовой отверткой саморез левого заднего крепления облицовки тоннеля пола. То же самое делаем и с правым саморезом. После чего поднимаеми сдвигаем облицовку тоннеля назад и выводим из отверстий облицовки рычаг переключения передач и стояночный тормоз автомобиля.
Фиксаторы на щитке приборной панели должны при этом выступить из прорезей в облицовке тоннеля пола. Итак, снимаем эту облицовку.
Корпус микроволнового датчика крепится к полу посредством саморезов. Провода этого датчика нужно проложить по направлению к центральному блоку сигнализации прямо по полу. После чего облицовка тоннеля пола может быть возвращена на место. Такой вариант установки имеет значительный плюс: остается возможность регулировать чувствительность этого датчика через отверстие в облицовке тоннеля пола. После регулировки этого датчика отверстие необходимо закрыть пластиковой заглушкой.
Датчик удара нужно крепить как можно жестче, поскольку только так он может хорошо воспринимать все воздействия, осуществляемые на кузов автомобиля, например, удар при разбитии стекол. Его нужно располагать на максимальном удалении от воздуховодов отопителя и продумать его размещение таким образом, чтоб он был защищен от попадания прямых солнечных лучей. Крепится ударный датчик к кузову саморезами, непосредственно под панелью приборов, невдалеке от ручки открывания капота, и притом таким образом, чтоб оставалась возможность доступа к прибору для регулировки его чувствительности.
Для того, чтобы установить светодиодный индикатор, нужно просверлить отверстие в облицовке приборной панели. Далее в это проделанное отверстие необходимо продеть провода индикатора – светодиода вместе с колодкой. После чего в отверстие вставляется и сам светодиодный индикатор. Корпус такого светодиодного индикатора должен входить в просверленное отверстие с некоторым натягом – для обеспечения его надежной фиксации.
Как уже понятно, индикатор сервисного режима нужно установить в место, известное только вам самому. Можно разместить ее под заглушкой неиспользуемой кнопки, а можно – на тоннеле пола. В ее корпус вставляется заглушка. Если будет необходимо, вы извлечете заглушку из кнопки и свободно воспользуетесь ею.
Блокировка электроцепей всего автомобиля – это еще одна из возможностей, которую предоставляет охранная система. Обычно блокируются электроцепи двигателя. Например, так может быть заблокирована цепь стартера, что и можно наблюдать чаще всего. По крайней мере, инструкции по установке сигнализации предлагают именно такой метод – как наиболее простой и эффективный.
У автомобиля со впрыском топлива заблокированными могут быть цепи питания модуля зажигания, или форсунок топливного насоса. Существует другой вариант – размыкание цепи датчика положения коленчатого вала.
Такие этапы работы, как подключение к автосигнализации ламп освещения салона, габаритных огней и другие производим соответственно руководству по установке сигнализации.
Центральный блок управления нужно устанавливать на таком же кронштейне, на котором устанавливается контроллер системы для впрыска топлива. Для закрепления этого блока используются саморезы, или же двусторонний скотч. А после установки всех необходимых элементов автосигнализации приступаем к установке в салоне автомобиля передатчика пейджера.
Поверхность ветрового стекла перед установкой передатчика необходимо обезжирить, после чего нужно снять защитную пленку с корпуса передатчика и прикрепить его к ветровому стеклу прямо параллельно передней правой стойке крыши. Все провода от данного передатчика прокладываются прямо под облицовкой передней стойки. Некоторые передатчики пейджера можно также удобно размещать в карманах солнцезащитных козырьков. Для этого необходимо снять солнцезащитный козырек, взять стальную проволоку, и с ее помощью протянуть провода датчика под обивкой козырька. Сам же передатчик размещаем в кармане козырька, после чего козырек возвращается на исходную позицию и закрепляется на своем месте.
Таким образом мы можем скрыть передатчик от любопытных глаз, но при этом оставить возможность менять дальность его действия и настройки. Перед тем, как поставить машину под охрану, козырек можно опустить, удаляя от металлических частей кузова, и это приведет к увеличению радиуса его действия, что может оказаться вам на руку.
Провода этого передатчика пейджера мы подключаем по инструкции, которая прилагается к набору: черный провод пойдет к «массе», а красный же – к выводу центрального блока сигнализации, что для подключения сирены.
Все провода сигнализации по возможности укладываем возле заводских жгутов, и прикрепляем к упомянутым пластмассовыми хомутами. А провода от сирены и от концевого выключателя капота мы проденем через резиновую втулку, что находится в щитке передка. Эта втулка защитит провода сигнализации от перетирания о металлические части. Места присоединения проводов, идущих от сигнализации к базовой проводке вашей машины нужно надежно защитить. Для этого подойдет изоляционная лента черного цвета – под цвет заводской проводки и ее оплетки базовых жгутов.
А когда вы будете производить монтаж другого дополнительного оборудования, например, системы звуковоспроизведения или электростеклоподъемников, то используйте синюю изоленту. Эта небольшая хитрость поможет вам в дальнейшем не путаться при ремонте и установке нового оборудования – вы не будете путать между собой устройства и соединения и неоднократно порадуетесь, что поступили именно так.
Присоединение всех проводов необходимо выполнять в строгом соответствии с электрической схемой, а также со схемой электрооборудования машины. Антенный же провод нужно проложить под облицовкой стойки крыши, но можно и под приборной панелью. И все готово! Проверяем работу сигнализации и настраиваем все системы в соответствии с инструкцией по эксплуатации. В будущем, в процессе эксплуатации стоит особое внимание уделять контактам концевых выключателей дверей и датчиков открытия багажника и капота, которые окисляются в процессе эксплуатации. За ними нужно следить.