Коробка передач ВАЗ 2115
Ваз 2115 комплектуется 5-и ступенчатой коробкой передач, соединенная с главной передачей и дифференциалом.
Рис. 1. Коробка передач: 1 – подшипник выключения сцепления; 2 – направляющая втулка; 3 – первичный вал; 4 – роликовый подшипник вторичного вала; 5 – вторичный вал; 6 – стопорное кольцо; 7 – ось сателлитов; 8 – ведущая шестерня привода спидометра; 9 – заглушка транспортная; 10 – сальник привода колеса; 11 – роликовый конический подшипник дифференциала; 12 – шестерня полуоси; 13 – сателлит; 14 – коробка дифференциала; 15 – картер сцепления; 16 – ведомая шестерня главной передачи; 17 – пробка сливного отверстия; 18 – регулировочное кольцо; 19 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 20 – синхронизатор I и II передачи в сборе; 21 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 22 – стопорное кольцо; 23 – упорное полукольцо; 24 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 25 – синхронизатор III и IV передачи в сборе; 26 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 27 – игольчатый подшипник шестерен вторичного вала; 28 – шариковый подшипник вторичного вала; 29 – упорная пластина; 30 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 31 – синхронизатор V передачи в сборе; 32 – гайка; 33 – упорная шайба; 34 – ведущая шестерня V передачи первичного вала; 35 – задняя крышка картера коробки передач; 36 – шариковый подшипник первичного вала; 37 – картер коробки передач; 38 – роликовый подшипник первичного вала; 39 – сапун; 40 – сальник первичного вала
Вал 3 (рис 1.) объединяет шестерни I–IV передач шестерня V передачи отдельная съемная, эти шестерни постоянно зацеплены с ведомыми шестернями преднего хода. Ведомые шестерни находятся на вторичном валу (5). Кроме этого, на нем расположены 3 синхронизатора. Шестерня главной передачи объединена со вторичным валом.
На дифференциале 2 сателлита. Натяг в его подшипниках устанавливается регулировочным кольцом 18. Ведомая шестерня главной передачи крепится фланцу коробки дифференциала.
Рис. 2. Привод переключения передач: 1 – картер коробки передач; 2 – корпус механизма выбора передач; 3 – механизм выбора передач; 4 – картер сцепления; 5 – рычаг штока; 6 – шток выбора передач; 7 – шарнир штока; 8 – тяга привода управления коробки передач; 9 – защитный чехол тяги; 10 – рычаг переключения передач; 11 – сферический палец рычага; 12 – шаровая опора рычага; 13 – хомут; Х — расстояние между торцами хомута и тяги
Привод переключения передач состоит из рычага 10 (рис 2), шаровой опоры рычага 12, тяги привода 8, штока выбора передач 6.
На штоке 6 установлен рычаг штока 5, с помощью которого и производится выбор передач. Этот механизм крепится к картеру сцепления 4.
Рис. 3. Механизм выбора передач: 1 – корпус механизма выбора передач; 2 – рычаг выбора передач (переднего хода); 3 – направляющая ось блокировочных скоб; 4 – ось рычага выбора передач; 5, 12 – пружина; 6 – стопорное кольцо; 7 – ось вилки заднего хода; 8, 13 – блокировочные скобы; 9 – фиксатор рычага выбора передач; 10 – вилка включения заднего хода; 11 – рычаг выбора передач (заднего хода)
В механизме выбора передач 1 (рис 3.) находятся 2 оси. На оси рычага выбора передач 4 находится 3-х плечий рычаг, 2 скобы 8 и 13. Направляющая ось блокировочных скоб 3 проходит ступицу блокировочных скоб, не давая им провернуться. Плечо рычага 2 включает передачи переднего хода, передачу заднего хода включает рычаг 11, а на третье плечо механизма выбора передач действует рычаг 5 (рис. 2) штока 6. Рычаг переключения передач установлен в фиксаторе 9 (рис 3). На оси вилки заднего хода 7, находится вилка заднего хода.
Неисправности коробки передач ВАЗ 2115 и способы их устранения
Неисправность | Способ устранения |
Шум в коробке передач | |
1. Изношены шестерни | 1. Заменить изношеные шестерни |
2. Изношены подшипники | 2. Заменить изношенные детали |
3. Низкий уровень масла в коробке передач | 3. Долейте масло и проверьте сальники коробки на герметичность. |
Затрудненное переключение передач | |
1. Не полностью включается сцепление | 1. Отрегулировать сцепление |
2. Деформация привода механизма выбора передач | 2. Выправить тягу либо заменить на новую |
3. Ослабло крепление рычага переключения передач | 3. Затянуть гайки крепления |
4. Не отрегулирован привод переключения передач | 4. Отрегулируйте привод |
5. Выход из строя пластмассовых деталей в приводе | 5. Заменить изношенные детали |
Самопроизвольное выключение передач | |
1. Износ синхронизаторов | 1. Заменить детали на новые |
2. Сильная вибрация коробки передач | 2. Замените резину на задней опоре силового агрегата |
3. Передачи включаются не полностью из-за неправильной установки чехла тяги | 3. Проверить правильность установки чехла тяги |
Шум (“треск”) в момент включения передач | |
1. Сцепление включается не полностью | 1. проверить работу сцепления |
2. Износ кольца синхронизатора этой передачи | 2. Заменить кольцо |
Утечка масла | |
1. Износ сальников коробки передач или не герметичен привод спидометра | 1. Замените изношенные детали |